Все больше жителей Карелии страдают аритмией. Из 1000 операций, которые проводят за год в кардиологическом отделении Республиканской больницы, около 270 приходится на нарушения сердечного ритма. Но в уходящем году карельские медики сделали еще один шаг в развитии аритмологии: больным со сложными нарушениями ритма стали делать миниинвазивные операции радиочастотной абляции (РЧА). Так, 50 пациентов смогли пройти такое лечение в Республиканской больнице, а не ждать своей очереди, чтобы отправиться на операцию в кардиологические центры Санкт-Петербурга и Москвы.

«Мы, наверное, были единственным регионом на Северо-западе, где не выполнялись операции радиочастотной абляции. Теперь мы вышли на уровень современного лечения аритмий. Это стало возможным благодаря правительственной программе «Развитие высокотехнологичной помощи населению Республики Карелия при нарушениях сердечного ритма и проводимости». Региональные правительство и министерство здравоохранения помогли нам создать современную материально-техническую базу. В рамках программы постепенно закупали дорогостоящее оборудование. Сначала приобрели рентген-установку экспертного класса. Потом мы получили электрофизиологическую установку, генератор ВЧ волн, навигационное оборудование, позволяющие выполнять сложные операции. Сегодня наша операционная оснащена по последнему слову техники», — поделился заведующий кардиохирургического отделения Республиканской больницы Владимир Тюкачев.

Кардиологи главной больницы республики не скрывают, что уже не первый год выполняют большой объем операций по нарушению сердечного ритма. Пациентам устанавливают кардиостимуляторы однокамерные, двухкамерные, трехкамерные, современные модели кардиовертеров.  Средний возраст таких больных — 70 лет. А самому пожилому пациенту, которому в Республиканской больнице заменили кардиостимулятор, было 103 года.

«Сегодня мы часто встречаем аритмии. Их много, и они разные. В 2021 году мы впервые стали делать операции пациентам с врожденными аритмиями, например, синдромом WPW, АВУРТ, трепетания предсердий, экстрасистолии. Спектр операций расширяется,  наши пациенты нуждаются в операциях, в выполнении радиочастотной абляции при самой часто встречаемой аритмии — фибрилляции предсердий. То, что раньше лечили только таблетками, сейчас определенная часть лечится с помощью этого хирургического вмешательства», — рассказала главный внештатный аритмолог Ольга Гузун.

Цель радиочастотной абляции — нейтрализовать клетки, которые провоцируют аритмию. Суть процедуры абляции заключается в том, что в полость сердца вводятся специальные катетеры — электроды, которые дают радиочастотные импульсы, блокирующие патологические участки сердечной ткани. Эффект — восстановление нормального ритма сердца, предотвращение перехода аритмии в хроническую, исцеление и хорошее самочувствие.

В этом году карельские врачи провели уже 50 таких операций. В планах следующего года — 70 операций. При этом средняя потребность в таких операциях — около 200 в год. Поэтому нашим медикам есть к чему стремиться. И они, побывав на мастер-классах ведущих российских аритмологов, готовы и дальше развивать это направление. Тем более, что все 50 операций дали хороший результат. Осложнения после РЧА менее 1%, а риск рецидива крайне мал.

«По сути это прижигание очага аритмии высокочастотным током. Очаг разрушается, и человек выздоравливает. Для большинства пациентов процедура является максимально эффективной. Это освобождает человека от пожизненного приема лекарственных препаратов. Но не все аритмии так лечатся. Есть аритмии, при которых даже после радиочастотной абляции, человек продолжает принимать препараты, но меняется его качество жизни в лучшую сторону, операция избавляет от мучивших его приступов аритмии», — отметила Ольга Гузун.

В 2022 году специалисты кардиохирургического отделения планируют освоить операции при нарушениях ритма, которые называются фибрилляция предсердий (мерцательная аритмия). По словам медиков, это основная патология, от которой страдают жители республики. Из-за нее снижается качество жизни, она часто приводит к инвалидизации, проявлению сердечной недостаточности, инсультов.

«У каждого из нас в сердце есть генерирующий узел. Он генерирует импульсы — синусовый ритм, который человеку дан богом. Со временем происходят неполадки в этом синусовом узле. Он не может генерировать импульсы, чтобы сердце сокращалось. Тогда на помощь ему приходят другие очаги в сердце. Они тоже дают электрический импульс. Происходит хаотичное сокращение предсердия. Это и называется фибрилляция предсердий. И это самое сложное, что нам предстоит освоить. С этим заболеванием мы будем бороться с помощью радиочастотной абляции либо криоабляции. Криобляция — это воздействие на аномальные или пораженные заболеванием ткани холодом. Пока мы таких операций не проводили, но мы постараемся. Нельзя останавливаться на одном современном методе хирургического лечения. После внедрения радиочастотной абляции мы планируем освоить криоабляцию», — подытожил заведующий кардиохирургического отделения Владимир Тюкачев.

Наталья Соколова