В палате ранней реабилитации силами мультидисциплинарного штата сотрудников (врачей, инструкторов ЛФК, логопедов, психологов) проводятся мероприятия, направленные на восстановление нарушенных неврологических функций, которые включают:

  • Лечение положением
  • Дыхательные упражнения (активные приемы)
  • Постепенная вертикализация больного
  • Онтогенетически обусловленная кинезотерапия
  • Методы биоуправления, основанные на принципе обратной связи
  • Обучение бытовым навыкам
  • Физиотерапевтическое лечение
  • Иглорефлексотерапия
  • Логопедические занятия
  • Психологическая коррекция

В задачи инструктора лечебной физкультуры (Васильева М.С., Демидова Е.С., Иванова Д.С., Макаревич И.М., Новоженова В.Н., Павко К.В.) входит выполнение поэтапных программ восстановления статического и динамического стереотипов пациента, повышение толерантности к физическим нагрузкам, а также оказание консультативной помощи в мероприятиях по уходу за больным.

Логопед (Дубовикова Н.П., Полирова Д.А., Рощина В.М.) обеспечивает задачи оценки и коррекции речевых расстройств и других высших психических функций, а также расстройства функции глотания.
Оказание логопедической помощи больным с последствиями инсульта начинает осуществляться уже в палатах интенсивной терапии, а затем продолжается в палатах ранней нейрореабилитации.
Показанием для логопедической коррекции являются нарушения речи (дизартирии, афазии, дисграфии, дислексии), некоторых неречевых функций (агнозии, апраксии) и глотания (дисфагия).
Содержание работы: 

  1. проведение первичного диагностического обследования всех больных с инсультом с целью выявления речевой патологии;
  2. проведение дифференциальной диагностики выявленных нарушений речи;
  3. составление индивидуальных программ коррекции и восстановления речевой функции;
  4. проведение индивидуальных занятий с больными;
  5. отслеживание динамики восстановления речевой функции;
  6. консультирование родственников больных, в том числе в части рекомендаций относительно занятий с больными в домашних условиях.

На сайте Международной Ассоциации Афазии Вы можете найти дополнительную информацию об афазии на различных языках.

Психологи (Карпова С.В., Якунькина Ю.В.) оценивают установку больного на восстановление и участие в реабилитационном лечении, учитывают возможности его психологического и социального статуса. Не менее важная работа психолога – работа с родственниками и ухаживающими за больным лицами для создания благоприятной реабилитационной среды.

Основные принципы реабилитации постинсультных больных:

  • Раннее начало реабилитационных мероприятий, которые проводятся с первых дней инсульта (если позволяет общее состояние больного), что поможет быстрее восстанавливать нарушенные функции, предотвратить развитие вторичных осложнений.
  • Активное участие больного и членов его семей в реабилитационном процессе.

В процессе работы происходит психологическая коррекция следующих нарушений высших психических функций:

  • когнитивных нарушений (снижение памяти, интеллекта, концентрации внимания);
  • эмоционально-волевых расстройств, реактивноличностных наслоений (снижение самооценки, потеря веры в выздоровление), особенно выраженные у больных с тяжелыми дефектами двигательных, сенсорных и других функций.

Рациональная психотерапия позволяет снизить появившуюся озабоченность по отношению к имеющемуся двигательному дефекту и потенцирует желание его преодолеть. Психологическая коррекция, наряду с антидепрессантами, способствует преодолению депрессии постинсультных больных, причинами которой часто является реакция на болезнь, на возникший в результате инсульта выраженный неврологический дефицит и связанную с ним беспомощность, на изменение социального статуса, потерю трудоспособности.
Одой из задач психолога в работе с пациентом является профилактика повторных инсультов. Для этого психолог собирает сведения об имеющихся у больного факторах риска и проводит психологические беседы.

Врач-психотерапевт (Каргопольцева И.В., стаж работы по специальности – 10 лет) решает следующие задачи:

  • своевременное выявление психической патологии и определение дальнейшей тактики лечения
  • решение вопроса о необходимости проведения психофармакотерапии расстройства с учетом совместимости используемых лекарственных препаратов
  • планирование лечения больного в стационаре и на более отдаленную перспективу
  • выявление и оценка стрессовых ситуаций внутрисемейного, межличностного и внутрибольничного характера
  • оказание помощи при выписке пациента, решение этических проблем пациентов и медперсонала, разрешение возникающих конфликтов.

Для реализации вышеперечисленных задач используется современная модель интегрированной медицины, которая предполагает активное участие врача психотерапевта в процессе терапии и реабилитации пациентов. Она включает как традиционные, так и новые методики индивидуальной, семейной и групповой психотерапевтической и психологической работы.
В консультативной психотерапии существует также широкий круг деятельности, объединяемой термином «связующая психотерапия». Это контакты с врачами и сестрами с целью улучшения медицинской помощи пациентам, а также оказание специализированной помощи медперсоналу, который работает в условиях тяжелого эмоционального стресса.

Важная роль в палатах ранней реабилитации отводится среднему и младшему медицинскому персоналу, поскольку они наиболее полно вовлечены в процесс ведения больного, оказывая помощь и обеспечивая основные его нужды в течение дня.